Интерактивная доска: тренажёр по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

Меню

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

29.03.2024, 04:29

ТРЕНАЖЁР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАБОТЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Cделать процесс познания более интересным и увлекательным помогает интерактивная доска. Являясь политехнологичным средством, она позволяет реализовать такие современные образовательные технологии, как ИКТ, здоровьесбережение. Но появление интерактивных досок в школах не означает, что оно активно используется. Большинством педагогов ещё не до конца осознан дидактический потенциал данного средства[1]. Несмотря на то, что средство обучения SMART Board используется педагогами высшей категории и победителями ПНПО, на образовательных сайтах[2] и в печатных пособиях пока присутствуют в большинстве своём  разработки отдельно взятых уроков. Малое количество доступных тренажёров с системным изложением материала – актуальная проблема методики преподавания русского языка. В связи с этим ведущей идеей представляемого инновационного опыта является развитие интереса учащихся к русскому языку через систему уроков, проводимых с помощью нового креативного средства – интерактивной доски. 

Цель – разработка методического пособия для практического использования на уроках в процессе преподавания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.  

Дидактические задачи:

- развитие умений и навыков учащихся, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности (показ примеров извлечения необходимой информации из текстового материала  и создание их в других знаковых системах (схемах и таблицах) и др.);

-речевое и  интеллектуальное развитие учащихся (анализ исходного текста и составление собственного текста; развитие общеучебных умений);

- применение учащимися полученных знаний и умений при решении тестовых заданий ЕГЭ.

Документы, определяющие содержание пособия. Составляя сборник слайдов-упражнений, мы исходили прежде всего из требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по русскому языку. А содержание КИМов государственного экзамена определяют следующие документы:

1) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

2) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Соблюдены такие требования, как связь с программами, учебниками и другими компонентами УМК, соответствие стандартному техническому оснащению школ. Тренажёр соответствует требованиям:

   - СЭС (высота шрифтов от 15 кегля и выше, расположение схем в единообразном формате, цвет букв и линий не раздражают зрение и др.)

   - издательских нормативов (Мильчин А. Э. «Справочник издателя и автора», М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004).

Концептуальность представляемого опыта. Своеобразие сборника заданий для  работы на доске SMART Board заключается в том, что он предназначен для организации закрепления, обобщения и проверки знаний по русскому языку учащихся 10-11-х классов. Учитывая то, что материал по предмету расположен по разделам, возможно использование тренажёра и в 5-9-х классах.

Новизна инновационного опыта – наличие системной подготовки к экзамену не с помощью тестов, при котором, по мнению многих учащихся, происходит натаскивание к экзамену (использование репродуктивного типа обучения), а с помощью вопросов и заданий исследовательского, практического и занимательного характера (анализ языковых фактов, явлений в истории русского литературного языка, решение лингвистических задач). Это позволяет говорить о развивающем типе обучения: развивается способность детей работать с компьютерными технологиями, формируются способности метапредметного характера, развивается лингвистическая и языковая компетентности (владение основными орфографическими и пунктуационными нормами, правильное их применение, умение применять на практике знания по системе языка, ее устройстве, функционировании; обобщение знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях). Пособие предназначено для неограниченного использования преподавателями в различных режимах работы (объяснение нового материала, самостоятельные занятия, лабораторные работы, контрольные работы)

Информационная насыщенность; упор не на заучивание правила, а на его понимание; наглядность, сжатость и целостность – таковы отличительные черты слайдов, созданных в приложении SMART Notebook.  

Структура. Все разделы, включающие в себя в общем счёте 654 слайда,  структурированы в соответствии с заданиями ЕГЭ-2013 (каждый файл соответствует вопросу блока А и блока В): Фонетика, Лексика и фразеология, Морфемика и словообразование, Морфология, Синтаксис, Орфография, Пунктуация, Речь, Языковые нормы, Выразительность русской речи, Информационная обработка текстов различных стилей и жанров[3].

После того, как учащиеся выполнят задания в интерактивном режиме на нескольких слайдах, в конце раздела даются тесты ЕГЭ для контроля полученных знаний. Разработанное средство обучения способствует лучшему осмыслению материала по русскому языку, раскрытию разных точек зрения на одну проблему, стимулированию дискуссий на учебно-научные темы, эмоциональной подачи материала.

Таким образом, все виды упражнений имеют  чёткую направленность на подготовку к экзамену, электронное пособие носит проблемно-тематический характер и обеспечивает дополнительные условия для изучения отдельных тем курса.

Технологичность реализации ведущей идеи опыта. ИКТ технологичны по определению, и по определению они информативны и коммуникативны. Полномасштабное использование материалов учебного пособия требует наличия образовательной среды с основными составляющими[4]:

· Физическая среда  (собственно аудитория с правильным освещением, вместимостью, расположением рабочих ест, микроклиматом);

· Наличие доски SMART Board, ноутбука с программным обеспечением, проектора;

· Психологическая среда (взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях компьютерного класса увеличивают нагрузку всех его участников).

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря чему можно оптимизировать подготовку к ЕГЭ.

Подготовленные слайды данного пособия позволяют учителю сэкономить время на подготовку к уроку: создание интерактивных слайдов занимает в несколько раз больше времени, чем оно нужно для решения самой творческой задачи, данной на доске. Именно по этой причине при составлении сборника мы использовали не только слова, предложения и тексты, подобранные самостоятельно из произведений писателей и публицистов, но и из других методических пособий, что значительно сократило время работы над презентационными карточками. Составитель заданий выражает огромную благодарность авторам данных работ: Богдановой Г.А. (Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы), Введенской Л.А., Павловой Л.Г., Кашаевой Е.Ю. (Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000), Иссерс О.С, Кузьминой Н.А. (Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002), Трошевой Т.Б. (Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. Пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007), еженедельнику "Русский язык" (издательский дом "Первое сентября", № 34/2001. Словарные диктанты). Примеры и тексты  из данных книг вызывают интерес школьников, соответствуют возрастным особенностям, расширяют кругозор.

Занятие на основе представленных интерактивных презентаций можно провести как в традиционной форме (опрос, новая тема, закрепление), так и в нестандартной. Так, на интерактивной доске возможно реализовать большое количество сценариев уроков-игр по каждой изучаемой теме. Например: Суд над лингвистическими преступниками (по теме «Культура речи»); Путешествие по стране Морфология / по острову Глаголия / по городу Местоимение / по посёлку Предлоги (по теме «Морфология») и др.

Разыскав в Интернете нужные изображения или же воспользовавшись уже имеющимися из списка программного пакета SMART Board, учитель без труда оформит имеющиеся слайды тренажёра как наполнение для игровых уроков. В виде примера автор поместил в свой сборник «Путешествие в село Ромашково» по теме «Лексика» (к сожалению, из-за большого веса пришлось удалить из документа фото с ромашками). 

Немаловажным подспорьем в работе учителя будет и то, что в пособии  преподносится практический материал по организации элементов оздоровления на уроке. Для этого предусмотрено множество слайдов, идущих под рубрикой «Минутка здоровья» и мелодии для релаксации. Физминутки (в основном, гимнастика для глаз) создают условия не только для снятия физической и психологической перегрузки учащихся, но и поднимают их настроение.  Такая нейтрализация утомления учащихся позволит заметно повысить эффективность урока и минимизировать риски для здоровья учеников.

Содержание слайдов по русскому языку различно по способам предъявления заданий:

· Задания на соответствие (напиши нужный термин, поставь стрелку, нарисуй линию к нужному ответу, Drag & drop («бери и тащи»);

· Задания на классификацию; восстановление логических цепочек; на сравнение; заполнение таблицы, колонок, разделов, блоков примерами;

· Построение структурных схем, табличное представление результатов;

· Решение кроссвордов, игра в лото и др.

Приведём некоторые формулировки заданий: Вспомните теорию. Изучите правило. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Вставьте нужные примеры в таблицу. Исправьте ошибки. Зачеркните неправильные формы. Покажите стрелками на нужный ответ. Установите соответствие. Распределите по колонкам. Укажите правильное продолжение и др.

   

На технологических особенностях изменения предложенных интерактивных заданий (в случае, если учитель хочет поменять формулировку задания или текстовый материал, вставить изображение, анимационный рисунок, звуковой файл или видеофайл) мы не останавливаемся, так как этому надо обучиться специально. Если будут предложения, автор пособия даст согласие на выступления  на обучающих семинарах или на курсах по данной теме инновационного опыта.

Латинское слово sensus переводится «ощущения». Сенсорная доска даёт богатство ощущений через зрительные (цветовые, анимационные, видео), осязательные, звуковые ощущения, содействует формированию эмоционального опыта детей. Интерактивные методы и приемы позволяют на новом качественном уровне отрабатывать все виды учебной нагрузки с помощью движения объектов, рисования; они повышают эффективность уроков, так как снижаются трудозатраты для достижения результативности обучения.

Таким образом, возможности «Тренажёра» как интерактивного средства обучения таковы:

· создание режимов демонстрационной и интерактивной работы;

· организация системы контроля усвоения курса на разных уровнях;

· эмоционально-чувственное воздействие.

Результативность деятельности. Материальный продукт – диск (флеш) с файлом notebook «Тренажёр по подготовке к ЕГЭ», созданный в приложении SMART Notebook к интерактивной доске SMART Board, который открывается и в 7 версии, и в десятой. Внешний субъектный  результат: оптимизация учащихся при подготовке учащихся к ЕГЭ (Так, в 2010-2011 учебном году на итоговых экзаменах учащимися, которых готовил к экзаменам автор данного пособия, был показан средний балл 68,8; три человека получили выше 80 баллов, два - выше 90 баллов и один человек – 100 баллов. У учащихся других классов повышаются посещаемость и успеваемость, отсутствуют неуспевающие по предмету. Внутренний субъектный результат - развитие интереса учащихся к русскому языку. Совершенствуются и развиваются общеучебные умения:

· интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

· информационные (умение извлекать информацию из текста, умение работать с текстом), коммуникативные (Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо; создание собственных текстов и др.);

·  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Апробация подтвердила, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися, происходит интенсификация процесса понимания новой информации во время изучения новой темы; развивается логическое мышление, так как систематизируется сложный материал.                                     

Перспективность заложенных теоретических и практических идей опыта. Исходя из содержания Федерального компонента госстандартов по русскому языку базового и профильного уровней, можно утверждать, что данное учебно-методическое пособие будет сохранять актуальность  в течение длительного времени. Особую роль будет играть диск на уроках профильного уровня: как правило, программа выделяет на изучение русского языка на этом уровне 3 ч. в неделю, а упражнений учебников и печатных пособий недостаточно, чтобы организовать углублённое изучение предмета. В дальнейшем, когда все школы будут оснащены интерактивными досками (по требованиям ФГОС), потребность в использовании пособий данного типа возрастёт ещё больше.

Вывод. Использование интерактивной доски на уроке позволяет оптимизировать изучение русского языка, поднять престиж предмета. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку становится увлекательным и эффективным учебным процессом.

Приложенный к традиционным средствам обучения, «Тренажёр» выполняет инновационно-технологическую функцию, развивает коммуникативные и информационные компетентности обучающихся.

В заключение хочется особо отметить, что интерактивная доска – не панацея для двоечников, не волшебная палочка для педагога. Это всего лишь инструмент, облегчающий работу учителю и ученику. Это всего лишь одно из средств обучения, помогающее делать их работу ярче и интереснее. А методическое пособие с инновационным опытом «Тренажёр по русскому языку для подготовки к ЕГЭ» помогает давать детям знания более эффективно, чем с помощью других средств обучения.

Список использованной литературы

1. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс: методические рекомендации/ Под ред. О.Ф. Брыксиной. – Самара: ГОУ ВПО «СГПУ»; МОУ Гимназия №1 г.о. Самара, 2008. – 80 с.

2. Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-ое, испр. и доп. – М. «ИНЭК», 2008. – 181 с.

3. Усенков Д.Ю. SMART в сети/Журнал «Информатика и образование». Вып. 04.2006. – М., 2006.

Ссылки

[1] Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс: методические рекомендации/ Под ред. О.Ф. Брыксиной. – Самара: ГОУ ВПО «СГПУ»; МОУ Гимназия №1 г.о. Самара, 2008. – 80 с. - с.3

[2] См. сайты:

· Интерактивные технологии. SMART Technologies Inc. Polymedia. Тренинг. Обмен опытом. http://smartboard.ru/

· Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России. http://www.proshkolu.ru/

· Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/

· Педсовет.org. Живое пространство образования. Медиатека. http://pedsovet.org/

· Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/

[3] http://www.fipi.ru. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку.

[4] Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-ое, испр. И доп. – М. «ИНЭК», 2008. – 181 с. – с.15.


Copyright © 2024